Посмотрите, как теща Гургена Дабагяна становится похожей на куклу Барби. посмотрите и постарайтесь не взыскать.





Процветшие стебли плавно загибаются кверху и склоняются к среднему стволу креста; кружки, которыми заканчиваются эти стебли, образуют строго вертикальную линию. Из верхнего конца креста произрастает лоза, с которой свешиваются массивные гроздья винограда, заполняющие верхние междукрестья.

Данная композиция полностью воспроизводится на хачкарах следующего, XII столетия, она стала традиционной, что доказывают некоторые датированные хачкары, о которых речь ниже. Однако наметить рубеж, отделяющий хачкары XI и XII вв., большей частью очень трудно — пожалуй, лишь по степени усложненности рисунка, но и этим признаком не всегда можно руководствоваться.

Из более простых хачкаров XII в. отметим стелы в Ахпате и Одзуне. В Ахпате один из них, сравнительно простой, вставлен в стену колокольни, другой — стоит отдельно8; три аналогичных хачкара поставлены рядом с церковью Анапат9, три подобных хачкара (стоят в притворе) упомянуты выше10.

На всех этих хачкарах кресты помещены под полукруглой аркой, т. е. в портале, с узкими полуколонками (большей частью парными); оконечность крестов («почки») везде оформлены в виде тройных узлов. Под крестом большей частью помещены горизонтально расходящиеся пальметки, соединенные с нижним концом креста плетенкой. Внизу у всех хачкаров изображен стилобат.

Три прекрасно выполненных больших хачкара с той же декоративной композицией и относящиеся к XII или началу XIII в. стоят в